Разбираем ошибки в ЕГЭ-2019 по истории / TeachMePlease
Категории
Категории

Требуется подтверждение e-mail адреса!

Требуется подтверждение e-mail адреса! Письмо с инструкцией выслано на адрес электронной почты, указанный при регистрации

Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Разбираем ошибки в ЕГЭ-2019 по истории

400
1

Какие ошибки чаще всего допускают выпускники в тестовых заданиях, как легче запомнить даты и хронологию событий, что такое аргумент и как справиться с заданием повышенной сложности? Разбираем популярные ошибки в  ЕГЭ-2019 по истории.

После сдачи экзаменов выпускники не могут увидеть допущенные ошибки, поэтому на своем сайте ФИПИ публикуют статистику и анализ работ школьников. Аналитические и методические материалы ФИПИ

В первой части ЕГЭ-2019 вызвали трудности задания на знание исторической хронологии общей и отечественной истории. Выпускники не понимают, в какой век происходят упоминаемые события. Задания на знания исторических фактов выполнены с неплохим результатом (61,6%), но анализ показывает, что выпускники слабо знают факты из истории России XX в.

Задания на знание фактов Великой Отечественной войны, связанные с исторической географией, особенно сложны для учеников, многие неправильно вставили пропущенный год.

Вторая часть ЕГЭ также вызывает трудности. Задание № 24 одно из самых сложных - нужно привести аргументы на основе исторических фактов и не допустить фактических ошибок. Аналогичные ошибки встречаются и в исторических сочинениях в задании № 25.

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первая часть

Первые 19 - задания с кратким ответом: нужно выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам.

Правильный ответ в 11 задание приносит выпускнику 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Вторая часть

Последние 6 заданий направлены на умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 необходимо проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. В задании 25 нужно написать сочинение с характеристикой периодов истории России.

Разбор ошибок в тестовых заданиях

Задания в первой части экзаменационной работы (кроме заданий 2, 3, 4, 10 и 12) выпускники 2019 г. выполнили лучше, чем выпускники 2018 г. Поэтому уделим внимание вопросам, которые вызвали трудности при решении.

В задании №2 нужно установить соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию из второго столбца. Выпускники ошибались, давая лишь частично правильные ответы из‑за незнания хронологии событий истории России XX в.

В задании №3 приведён список терминов, относящихся к событиям истории России XVII в. Два из них к ним не относились. Выпускникам следовало найти порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду, но они допустили ошибки, так как плохо ориентировались в событиях XVII и XVIII вв.

Задания №4 выполнялось плохо, когда понятия в задании касались социально‑экономических явлений и были посвящены общественному движению.

В задании №10 необходимо определить событие, исторического деятеля, название чего‑либо и т.д., о которых идет речь в письменном историческом источнике, посвященному событиям XX или начала XXI в. В ЕГЭ - 2019 выпускники не смогли правильно определить фамилию руководителя СССР. Причина ошибки в ассоциациях, которые связаны у выпускников с образом Н.С. Хрущева. Этот политический деятель ассоциируется с выступлением на съезде и новыми инициативами во внешнеполитической сфере. Однако в данном случае необходимо было проанализировать те инициативы, которые перечислялись в тексте и сделать вывод, что верный ответ – Брежнев.

При выполнении задания №12 выпускников подводили невнимательность при чтении суждений и слабое знание исторических фактов. При подготовке к решению таких задач научитесь ориентироваться в исторических трудах с помощью ключевых слов, которые говорят об эпохе, правлении, конфликтующих народах.

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендуем выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Найдите в кодификаторе список важнейших событий истории зарубежных стран и занесите даты в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»).

Разбор ошибок в заданиях повышенной сложности

Как и в предыдущие годы, наиболее сложным заданием в экзаменационной работе стало задание 24 (18%). При выполнении задания 25 результаты снизились по всем критериям оценивания, кроме К1 (указание событий, явлений, процессов выбранного периода истории) и К5 (использование исторических понятий, терминов). Самой трудной оказалась задача не допустить фактических ошибок (критерий К6). Кроме К6, наиболее трудными оказались критерии К4 (указание влияния событий на дальнейшую историю России), К2 (указание исторических личностей и их ролей в названных в сочинении событиях) и К3 (указание причинно‑следственных связей). Видимо, ученики пытались заучить наизусть и воспроизвести на экзамене готовые тексты сочинений.

Школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведенную в задании точку зрения. Такую ошибку допускали в задании №24. Иногда объяснение присутствовало, но имело формальный характер и заключалось в цитировании предложенной в задании точки зрения.

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

При написании сочинения (задание № 25) у выпускников возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, повлиявшие на ход и результат названных событий. Запомните, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою». Главное в сочинении — это полностью раскрыть значение выбранного временного периода для истории.

Часто выпускники не могут правильно выразить свои мысли, поэтому нужно развивать культуру речи, продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать.

В ЕГЭ - 2020г. планируется внести изменения в критерии оценивания ответов на задание 25. Экзамен 2019 г. показал, что некоторые выпускники пишут короткие и малоинформативные сочинения, которые не содержат фактических ошибок, так как использовано мало исторических фактов и вероятность допустить ошибку крайне мала. Однако, выпускники с хорошей подготовкой, как правило, стараются писать объемные сочинения, чтобы получить максимум баллов по критериям К1–К4. Но вероятность допустить фактическую ошибку в объемных содержательных сочинениях значительно выше. Поэтому в ЕГЭ-2020 оценивать историческое сочинение по критериям К6 и К7 ненулевыми баллами лишь в том случае, есть по критериям К1–К4 набрано не менее 5 баллов (а не 4, как было ранее). Это позволит предотвратить случаи «выравнивания» количества баллов.

Общие рекомендации

  1. Начните готовиться к ЕГЭ по истории в 10 классе.
  2. Заведите терминологический словарь и папку для материалов по истории культуры.
  3. Чтобы справиться с заданием 24, нужно четко выстроить аргумент: указать факт и пояснение, как данный факт подтверждает/опровергает спорную точку зрения.
  4. Готовьтесь к ЕГЭ по истории в компании сверстников, чтобы научиться дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  5. При тренировочном выполнении заданий второй части спросите совет у опытного преподавателя, он поможет устранить ошибки.

Читайте также

Обсуждение

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти

Дмитрий Сафронов2019-10-16 10:53
Когда я заканчивал школу ЕГЭ только вводили, у нас был практически первый год.