Раннее развитие детей: плюсы и минусы
Раннее развитие детей вошло в моду с подачи одного из основателей компании Sony Масару Ибука. Он считал: дети с лёгкостью могут изучить иностранные языки, научиться игре на музыкальных инструментах — тому, что в зрелом возрасте даётся с трудом. У раннего развития есть как сторонники, так и противники. Аргументы первых созвучны с мнением Масару Ибуки, последние считают, что для детей важны игры с родителями, сверстниками и самим собой: дополнительные занятия перегружают и подгоняют естественное развитие ребёнка, а это может только навредить. Мы спросили у психологов: пользу или вред приносит развитие детей раннего возраста?
О пользе
Денис Зеликсон, основатель психологического проекта PosPsy: «С самого раннего детства родителям стоит стимулировать естественное психическое развитие ребёнка. В младенчестве необходимо уделить повышенное внимание сенсорно‑моторным навыкам, а по мере взросления — умениям взаимодействовать с окружающей средой и социальным коммуникациям. Планомерное прохождение всех этапов развития лежит в основе методики Монтессори, Реджио Эмилия и других классических педагогических подходов. К слову, второй язык можно начинать изучать с самых первых месяцев жизни.
Правильное и последовательное раннее развитие стимулирует позитивные нейрофизиологические и биохимические изменения в головном мозге: он становится более пластичным, а количество взаимосвязей между нейронами увеличивается. На практике это означает, что ребёнок менее подвержен психическим расстройствам во взрослом возрасте, имеет более развитые некогнитивные навыки, например, самоконтроль, а также более высокое субъективное благополучие и психологическую устойчивость. Есть и ряд исследований, показывающих положительное влияние раннего развития на когнитивные функции: внимание и оценки в школе. Хотя результаты таких исследований не всегда однозначны».
О вреде
Яна Денисова, практикующий психолог‑консультант: «Раннее развитие детей имеет побочные эффекты. Мало кто задумывается, что в этом возрасте мозг, нервная система и психика недостаточно сформированы для такой нагрузки. Мозг ребёнка в раннем возрасте впитывает новые знания как губка, это даёт ощущение, что ребёнок развивается гармонично. Но позже мы видим: первоклассник без особой подготовки, догоняет, а то и перегоняет своих более «развитых» сверстников. Это происходит потому, что мозг такого ребёнка развивался иначе: он много наблюдал, играл, подражал взрослым, общался. Его голова не забита сложными вещами, отсюда лёгкость восприятия и хорошая психологическая подготовка к жизни и новым знаниям».
Как правильно заниматься с ребёнком
Денис Зеликсон, основатель психологического проекта PosPsy: «Ребёнок должен иметь возможность сам решать, что и как он исследует, но при этом делать это в рамках заданных правил. Ведь автономия — способность определять своё поведение — является базовой психологической потребностью, подавление которой ведёт к стрессу с отрицательными последствиями для организма. Не стоит забывать и про позитивные эмоции, которые в случае с ранним развитием являются мощным ресурсом для ребёнка».
Яна Денисова, практикующий психолог‑консультант: «Не стоит нагружать детей раньше срока. Забудьте об обучении чтению и письму до того, как мозг и психика готовы к таким нагрузкам (до пяти или шести лет). Но и в этом возрасте не занимайте детей более двадцати минут в день. Пусть большую часть времени они будут предоставлены своему естественному развитию: думают, бездельничают, мечтают. В это время у ребенка формируются важнейшие психические функции, развивается мышление, он учится анализировать и делать собственные выводы. Поэтому «ничегонеделание» в детстве — самое полезное занятие».
При выборе курсов и центров раннего развития детей обратите внимание:
- дети до трёх лет обязательно занимаются с родителями;
- обучение не должно проходить только с помощью развивающих видеофильмов;
- обратите внимание на образование преподавателей, прошли ли они профессиональную подготовку для работы с детьми;
- преподаватель обязан грамотно владеть родной речью;
- занятия не должны проходить за партами, ребёнку необходимо свободное передвижение;
- если ребёнок категорически отказывается ходить на занятия, не стоит его заставлять.
Даже самые лучшие кружки и занятия не заменят ребёнку общение с родителями: в ранние годы именно они — главные учителя.
Обсуждение
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти