Блог

Требуется подтверждение e-mail адреса!

Требуется подтверждение e-mail адреса! Письмо с инструкцией выслано на адрес электронной почты, указанный при регистрации

Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Мешают ли смартфоны учёбе

169
0
1507495086

На прошлой неделе министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер заявил о тотальном запрете мобильных телефонов в начальных и средних классах. В заявлении чиновника звучит обеспокоенность тем, что из-за гаджетов внимание учеников рассеивается, и они теряют нить занятия. Но не только дети отвлекаются на гаджеты. Министры в Елисейском дворце вынуждены оставлять смартфоны в шкафчиках перед каждым заседанием. И это, возможно, не пустая затея, особенно если вспомнить многочисленные фото депутатов Госдумы, зависающих в телефонах во время заседаний. В материале разбираемся, как гаджеты могут помешать при обучении, и что с этим делать.

Негативные последствия использования гаджетов

У всех современных гаджетов есть свои плюсы и минусы – всё зависит от того, каким образом они используются. Смартфоны помогают оставаться на связи, находить необходимую информацию и организовывать общественные мероприятия, но в то же время могут отрицательно влиять на концентрацию внимания, коммуникативные навыки, способствовать развитию синдрома упущенной выгоды, прокрастинации и стрессу. Здесь мы рассмотрим негативные признаки воздействия мобильных устройств на восприятие человека. Если какой-либо синдром вам знаком, значит пора брать под контроль использование устройств.

Ухудшение концентрации внимания

Офисному работнику требуется 25 минут, чтобы сконцентрироваться на изначальной задаче, если он отвлекается на смс-сообщение или е-mail, согласно последним исследованиям, посвящённым феномену рассеянного внимания. Именно поэтому выполнение домашних заданий с телефоном, лежащим неподалеку, вызывает так много проблем. Способность человека к многозадачности – это миф. В действительности требуется очень много времени, сил и концентрации, чтобы выполнять две задачи одновременно.

Недостаток личного общения

Использование мобильного телефона может влиять на качество общения в реальной жизни, даже если вы этого не осознаёте. Для исследования учёные решили провести эксперимент: они разделили участников на две группы и попросили их поговорить с незнакомцами в течение 10-ти минут. Участникам первой группы разрешили иметь при себе смартфоны, у второй группы вместо телефонов при себе были тетради. Что показали результаты эксперимента? Участники из первой группы в меньшей степени симпатизировали своим собеседникам, испытывали меньшее желание подружиться с ними, чем участники из второй группы.

Развитие синдрома упущенной выгоды

Отличительная черта синдрома упущенной выгоды (Fomo) – необходимость быть осведомлённым о том, чем сейчас занимаются другие люди и беспокойство, что они проводят время гораздо веселее и интереснее. Гаджеты могут способствовать развитию синдрома упущенной выгоды у того, кто имеет к нему предрасположенность – такие люди чаще испытывают упадок настроения, повышенную тревожность и в несколько раз чаще проверяют социальные сети во время занятий.

Нарушение сна

Использование телефона в вечернее время плохо сказывается на количестве и качестве сна. Почему это происходит? Гормон сна, мелатонин, начинает вырабатываться организмом примерно в 9 часов вечера. Однако, свет, исходящий от экрана мобильного телефона, может «обмануть» организм и послать сигнал в мозг о том, что сейчас день, подавляя выработку мелатонина. Таким образом, использование телефона в вечернее время не даёт организму расслабиться и настроиться на отдых. Учёные советуют не использовать гаджеты за час до сна или переводить их в ночной режим.

Прокрастинация

Склонность к откладыванию сложных или важных дел распространена среди современных учащихся – по статистике, примерно 75% американских студентов страдают от неё. Ответ на вопрос, чем вы занимаетесь, когда прокрастинируете, чаще всего связан с использование мобильного телефона: переписка, проверка социальных сетей, игры и шопинг. Разумеется, мобильные телефоны не превратят вас в прокрастинатора, однако они могут в значительной степени повлиять на развитие склонности откладывать дела «на потом».

Стресс

Зависимость от мобильного телефона может негативно отразиться на психологическом здоровье человека. Слишком частое использование смартфона часто связывают с тревожностью, раздражительностью, фрустрацией и нетерпеливостью. Согласно последним исследованиям, 60% подростков испытывают сильное волнение, когда не могут воспользоваться своими гаджетами. К слову, именно поэтому запрет гаджетов во время уроков может негативно сказаться на учениках. Учёные из Сингапура обнаружили, что учащиеся, у которых изъяли устройства на время теста, на 17% хуже использовали свою рабочую память и тяжелее переключались с одного задания на другое, чем те студенты, чьи гаджеты просто лежали рядом. Исследователи предположили, что проблема заключалась в беспокойстве из-за отсутствия смартфона.

Как не отвлекаться на гаджеты во время учёбы

Если вы заметили, что смартфон мешает сосредоточиться на учёбе, попробуйте пять простых приёмов, которые помогут контролировать использование устройства:

С глаз долой. Пожалуй, самый радикальный способ. Для него всё-таки придётся спрятать гаджет на время занятий, потому как к лежащему на столе устройству руки тянутся сами собой. Метод работает как во фрагменте Одиссеи, когда герой залепил уши воском и велел привязать себя к мачте, дабы не искуситься пением сирен. Только так у него получилось держать себя в руках!

Сосредоточиться на цели. Когда рука тянется проверить социальные сети, напоминайте себе о цели учебного занятия: «Если я не напишу этот доклад в ближайших час, я не смогу увидеться с другом», «Не завершу учебный модуль – могу не рассчитывать на развитие карьеры».

Использовать отрицательные ассоциации. Если вы свяжете то, что отвлекает вас во время учёбы с негативом, то мотивация пользоваться устройством может снизиться. Отправной точкой может стать откровенное признание самому себе, почему использование гаджетов во время обучения может помешать достичь поставленной цели. Если не мешает, а помогает, то возможно вы научились использовать устройство в образовательных целях и отказывать от него нет нужды.

Разработать план. Разработайте учебный план и строго следуйте ему. Это эффективная стратегия, особенно в ситуации большого количества заданий и ограниченного времени (например, при подготовке к экзаменам).

Не верить в миф о многозадачности. Когда человек пытается сделать несколько вещей одновременно, это часто приводит к снижению точности или скорости выполнения. Проверка ленты в социальных сетях может серьёзно отвлечь от выполнения учебных заданий или повлиять на их качество. Придётся выбрать что-то одно.

Виды использования гаджетов при обучении

Смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому бесполезно бороться с ними, нужно научиться использовать их с пользой. Существуют форматы обучения, которые предполагают использование устройств.

  • Формат BYOD – («Bring Your Own Device» – «Принеси собственное устройство»). При этом методе преподавания гаджеты используются в качестве инструментов для обучения: поиска информации, просмотра видео. Правда, методика подойдёт только в том случае, когда все учащиеся могут выполнять задания с помощью устройств, идеальный вариант, когда одинаковые гаджеты есть в аудитории. Например, на уроке иностранного языка удобно использовать электронный словарь или сервисы для систематизации лексики. На уроке географии изучать разные уголки земли с помощью Google Earth.
  • Формат «Перевёрнутый класс» предполагает, что теорию ученик изучает дома, просматривая в сети подобранную учителем информацию в разных форматах: текст, видео, инфографика. На уроке самостоятельно изученный материал отрабатывается на практике. Преимущество этого метода заключается в том, что болеющие ученики не отстанут от класса, а к материалам урока можно будет обратиться в любой момент.
  • Социальные сети. Социальные сети стали чем-то большим, нежели место для поиска друзей, просматривания их новостей и общения. Мы уже писали, как можно использовать социальные сети в образовании.

Мы рассмотрели ряд негативных факторов, которые гаджеты могут оказать на человеческое восприятие, но так уж отрицательно устройства влияют на познавательные способности на самом деле? Исследователи Высшей школы экономики Катерина Поливанова и Диана Королёва в результате опроса подростков 16-18 лет выяснили, что оценки не зависят от частоты использования смартфона на уроке. Все, от отличников до троечников, начинают поглядывать на экран смартфона, когда им становится скучно. Исключение составляют лишь участники олимпиад, чья нацеленность на сверхвысокие результаты не позволяет отвлекаться ни на минуту. Также исследователи выяснили, что подростки забывают о смартфонах тогда, когда занятие действительно интересное или трудное: ведь до появления гаджетов ученики также находили способы отвлекаться от нудных уроков. Самый действенный способ оттащить учащегося от пролистывания профилей в социальных сетях – пробудить любопытство и активно вовлечь в занятие. Победить бесполезное использование гаджетов во время обучения может только сильный и неравнодушный педагог.

Предыдущая записьСледующая запись
Поделиться с друзьями:

Связанные записи

15111214415 способов, которые вынудят учеников слушатьПорой ситуация на занятиях выходит из-под контроля, и учителю нелегко обратить на себя внимание учащихся. Преподаватель ругает, наказывает, отвлекает сложными заданиями, но эти методы не всегда работают. Вместо них можно попробовать научить студентов слушанию. Предлагаем познакомиться с приёмами, которые помогут сделать из учеников внимательных слушателей.162801506008595Как справиться с толпой учениковНе каждый преподаватель в состоянии донести учебный материал до 40 и более человек. Как работать с непониманием материала, уделять внимание каждому и справляться с гвалтом? Мы собрали методы, которые помогут организовать работу в большой аудитории. 19701512931454Научить учиться: 5 стратегий освоения новой информацииИнтересная форма проведения урока способна впечатлить учеников и оставить в памяти только небольшую часть информации. Закрепить же знания помогут обучающие стратегии, которые из класса ученики смогут перенести в личный процесс обучения. 140

Комментарии0

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти