Вашингтон

Требуется подтверждение e-mail адреса!

Требуется подтверждение e-mail адреса! Письмо с инструкцией выслано на адрес электронной почты, указанный при регистрации

Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Ментальные модели: как они помогают и мешают учёбе

260
0

Ментальные модели — это идеи, стратегии, способы, которые позволяют человеку видеть и понимать связи между предметами и явлениями. С их помощью мы познаём окружающий мир. Ментальные модели помогают сложное сделать простым и найти объяснения явлениям и предметам, с которыми мы сталкиваемся впервые.

Качество мышления напрямую зависит от числа известных человеку ментальных моделей и того, как он пользуется ими. Чем больше моделей он задействует, тем лучше постигает реальность.

Поиск подходящих ментальных моделей может занять всю жизнь. Мы подготовили список из девяти самых распространённых и полезных, а также обзор тех, что мешают развиваться.

Ментальные модели, которые помогают учиться

Карта не есть территория

Эта модель поднимает вопрос о соотношении символа и объекта и говорит о том, что описание вещи не является самой вещью. Под картой мы подразумеваем любую абстракцию реальности: описания, теории, модели.

Карты, изображающие географические объекты, не отражают всей реальности. Даже лучшие из них не идеальны, потому как они лишь уменьшенные копии того, что изображают. Если бы назначением карты было показать территорию с безукоризненной точностью, она бы превратилась в саму территорию.

Художник-сюрреалист Рене Магритт проиллюстрировал данную модель картиной «Вероломство образов». На ней изображена трубка с подписью «Ceci n'est pas une pipe» (пер. с фр. «Это не трубка»).
Художник-сюрреалист Рене Магритт проиллюстрировал данную модель картиной «Вероломство образов». На ней изображена трубка с подписью «Ceci n'est pas une pipe» (пер. с фр. «Это не трубка»).

Наш ум создаёт карты реальности, чтобы понять её. Абстракция — единственный способ, благодаря которому мы можем обработать сложность мира.

Но такая карта и ограничивает: человек не всегда осознаёт, что его карта имеет предел: он накладывает её на всё, что находится вне его понимания, и не прикладывает сил, чтобы осмыслить незнакомое.

В рамках этой концепции важно помнить, что любая теория, описывающая реальность, не является самой реальностью, а любая карта имеет свои ограничения и не во всех ситуациях уместна: если карта отлична от местности, ориентируйтесь без неё.

Круг компетенций

Круг компетенций — это профессиональные знания и навыки, которые мы получаем в процессе учёбы и работы. Круг компетенции может расширяться, но, как правило, это отнимает большое количество времени.

Когда вашими поступками руководят высокое самомнение и некомпетентность, вы принимаете неправильные решения. Не бойтесь признаться в том, что чего-то не знаете, обозначьте необходимые знания и навыки, которых вам не хватает для достижения целей. Чёткое понимание своего круга компетенций помогает выявить возможности для самосовершенствования и начать учиться.

Возвращение к первопричинам

Эта ментальная модель помогает понимать сложные идеи путём отделения фактов от предположений. Суть идей и явлений легче постичь, если докопаться до их первоисточников. Модель возвращения к первопричинам заключается в том, чтобы разбить сложную проблему на базовые элементы, а затем собрать их заново с нуля.

Этот подход использовал древнегреческий философ Аристотель, а в наше время — Илон Маск. Именно эта модель помогает видеть те возможности, которые упускают другие.

Один из способов, который поможет добраться до первопричин — метод Сократа. В нём для установления истины используются вопросы. Спрашивание по Сократу обычно идёт по следующему пути:

  1. Обозначим идею.
  2. Обнаруживаем его происхождение: почему я так думаю? Что на самом деле я имею в виду?
  3. Пытаемся оспорить предположение: почему это истинно? А что если всё иначе?
  4. Ищем доказательства: что поддерживает мою мысль? На какие источники я могу сослаться?
  5. Обозначаем иную точку зрения: что могут думать другие?
  6. Изучаем последствия: а что, если я ошибаюсь? Какие последствия повлечёт моя ошибка?
  7. Возвращаемся к первому вопросу: почему я так думаю? Был ли я прав?

Этот процесс помогает принимать решения, исключая влияние эмоций.

Мысленный эксперимент

Это форма научного познания, с помощью которой ситуация моделируется в воображении. Данная ментальная модель широко применяется в научных дисциплинах, например, в философии и физике. Альберт Эйнштейн использовал эту концепцию: самый известный его мысленный эксперимент, который звучал как «каково это — бежать рядом с лучом света?». Различные ответы на данный вопрос привели его к специальной теории относительности.

Используя эту модель, мы можем подвергнуть сомнению невозможное, оценить последствия действий и проанализировать ситуацию, чтобы в будущем принять лучшее решение. Мысленные эксперименты также помогают понять, чего на самом деле мы хотим и как этого достичь.

Существует несколько основных типов мысленных экспериментов:

  • Дофактический — моделирующий последствия, например: «К чему приведёт действие X»
  • Контрфактический — опровержение известных фактов. Пример: «Если вместо X, произойдёт Y, что случится?»
  • Полуфактический — размышление о том, как другое прошлое могло привести к тому же настоящему. Пример: «Если бы вместо события X случилось событие Y, были бы последствия теми же».
  • Прогнозирование — предсказание результатов на основе существующих данных. Пример: «Если Х продолжит происходить, каких результатов можно достичь через год».
  • Ретроспективный прогноз — прогноз в обратном порядке, который помогает понять, не предсказывало ли что-то событие, которое уже произошло. Пример: «X случилось, могло бы событие Y предсказать это».
  • Ретродукция — способ умозаключения от следствия к посылке или от случая к правилу. Пример: «Что привело к X? Как мы можем избежать этого в будущем?».
  • Ретрополяция (или ретроспективный анализ) — метод, позволяющий спрогнозировать возможную картину будущего, а затем определить пути его достижения. Пример: «Если через год произойдет событие Х, каковы будут его причины?».

Цель мысленного эксперимента — поощрение размышлений, развитие логического мышления и смена точки зрения. Мысленные эксперименты выталкивают нас за пределы зоны комфорта, сталкивая с вопросами, на которые мы не можем ответить с лёгкостью.

Опережение событий

Многие люди предвидят результаты своих действий в ближайшей перспективе. Такой подход самый лёгкий, однако он означает, что вы получите те же результаты, что и все остальные.

Быть на шаг впереди — значит прогнозировать события на порядок дальше и думать, принимая во внимание мельчайшие детали. При использовании этой ментальной модели вы будете учитывать не только сиюминутные последствия ваших действий, но и последствия, с которыми столкнётесь спустя длительное время.

Вероятностное мышление

Такая ментальная модель предполагает поиск степени вероятности ожидаемых событий. Это один из лучших способов увеличить точность наших решений. В мире, где последствия каждого действия предопределяются влиянием множества факторов, вероятностное мышление помогает нам предположить наиболее вероятные исходы событий.

Для лучшего понимания вероятностного мышления стоит упомянуть Теорему Байеса. Байес был английским министром в первой половине 18-го века, который создал знаменитую работу «An Essay Toward Solving a Problem in the Doctrine of Chances». Ключевые мысли из неё также известны, как теорема Байеса, которая позволяет определить вероятность какого-либо события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие.

Суть теоремы заключается в том, что у нас уже есть некоторая полезная информация о мире, при этом мы постоянно сталкиваемся с новыми сведениями. Учитывая это при изучении нового мы обязательно должны принимать во внимание уже известное.

Представьте, вы видите в сообщениях СМИ заголовок: «Количество насильственных преступлений выросло вдвое». Без байесовского подходы вы можете впасть в панику, предположив, что ваши шансы стать жертвой нападения или убийства намного выше, чем несколько месяцев назад. Если же вы поместите эту информацию в контекст того, что вы уже знаете о насильственных преступлениях, возможно, ваши опасения ослабнут.

Например, вы знаете, что жестокие преступления за последние десятилетия находились на рекордно низком уровне. Предположим, ваш шанс стать жертвой в прошлом году равнялся 1 к 10 000 или 0,01%. В статье было указано, что количество преступлений удвоилось. Сейчас это 2 из 10 000 или 0,02%. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Предшествующая информация о количестве преступлений помогла осознать, что угроза нашей безопасности возросла незначительно.

Когда мы изучаем новое, стоит спросить себя о том, какие имеющиеся знания и навыки могут помочь нам в освоении предмета.

Инверсия

Ментальная модель, которая помогает определить, а затем убрать препятствия на пути к верному решению. Термин «инверсия» происходит от латинского глагола invertere «поворачивать, переворачивать».

На практике инверсию применяют следующим образом: к решению проблемы подходят с противоположной стороны. Многие из нас этого не умеют и видят только самое явное решение. Инверсия позволяет перевернуть проблему и пойти «от противного». Как правило, мы начинаем с начала, но иногда все же стоит начать с конца.

Один из самых интересных методов применения инверсии называется Failure Premortem. Он работает следующим образом: представьте себе важную задачу, над которой вы сейчас работаете. Теперь быстро переместитесь на полгода вперёд и предположите, что цели не удалось достигнуть. Объясните самому себе, как это произошло. Что пошло не так? Какие ошибки вы совершили? Почему всё окончилось провалом? Идея заключается в том, чтобы заранее определить возможные проблемы и разработать план, с помощью которого их можно будет избежать.

Бритва Оккама

Главная идея принципа бритвы Оккама заключается в следующем: если все решения равны, то самое простое и будет верным. Другими словами, следует избегать поиска чрезмерно сложных решений и сосредоточиться на том, что работает в данных обстоятельствах. Модель действует лучше всего в ситуации, когда нужно принять решение в отсутствии конкретной информации.

Использовать принцип стоит с осторожностью, не в любой ситуации он может сработать. Здесь стоит прислушаться к Альберту Эйнштейну, который говорил: «Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще». Именно для этого нам необходимо владеть комплексом ментальных моделей, чтобы выбрать нужную, исходя из текущей ситуации.

Бритва Хэнлона

Принцип данной ментальной модели можно выразить в фразе: «никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью» или, как ёмко сформулировал Виктор Пелевин: «миром правит не тайная ложа, а явная лажа».

Эта концепция помогает исключить навязчивые мысли о том, что окружающие желают вам зла и напоминает о том, что даже самые умные люди совершают ошибки.

И лучший способ решить проблему – попытаться научить людей, а не укорять их за незнание и неумение.

Анти чек-лист: ментальные модели, мешающие обучению

Ментальные модели не только помогают развиваться, но и могут помешать обучению. Такие ограничивающие концепции характеризуются следующими признаками:

  • Вы считаете, что ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Вы избегаете любой неопределённости, поэтому делаете поспешные выводы.
  • Ваши интересы ограничены на протяжении большого количества времени и вы не стремитесь к новому опыту.
  • Вы стремитесь к обобщениям, используете слова: все, каждый, никто, никогда
  • Используете слова, демонстрирующие полную уверенность (особенно со словами из предыдущего пункта): должен, не должен, нужно, недопустимо.
  • Обобщаете на основании единичного случая, например: все коты злы и нечистоплотны.
  • Вы не любознательны.
  • Вы не учитесь на собственных ошибках, каждый раз наступаете на те же грабли.

Нашли среди перечисленного справедливое для себя утверждение? Стоит задуматься, может, именно это мешает вам двигаться вперёд.

Всё планируете выучить новый язык или освоить профессиональные навыки? Перестаньте откладывать и начните развиваться прямо сейчас с TeachMePlease. На платформе вы можете подобрать очные и онлайн-курсы по любым направлениям: от хобби до профессионального развития.

Источник: Farnam Street

Предыдущая записьСледующая запись
Поделиться с друзьями:

Связанные записи

Как обеспечить себе успешное будущее: 3 умных совета

Мы даём обещание заняться саморазвитием c нового года, с понедельника, с этой самой минуты, но...ничего не происходит. Как начать путь к успешному будущему и повысить качество своей жизни? Предлагаем 3 простых совета, которым способен последовать каждый.

Как провести новогодние праздники с умом

Новогодние праздники можно провести лёжа на диване, объедаясь салатом оливье и погружаясь в ленивую дрёму. А можно использовать самые длинные выходные в году с пользой для личного и профессионального развития. Мы подобрали курсы и интенсивы для взрослых и детей, которые пройдут во время праздников. Начните новый год с изучения того, что так долго откладывали на потом.

4 шага, которые помогут побороть лень и начать учиться

Существуют ли способы заставить себя заниматься уроками, рабочими задачами, делать всё необходимое, не откладывая в дальний ящик. Ниже мы приводим 4 шага, которые помогут побороть лень и достичь успеха в любом деле.

Комментарии0

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти