Как помочь ученикам запомнить новую информацию
Учителям давно известно, что зазубривание приводит к краткосрочному запоминанию и поверхностному пониманию нового материала. Как же сделать так, чтобы обучение не проходило даром? В материале приводим стратегии, которые помогут ученикам надолго запомнить новую информацию.
Шесть стратегий запоминания в помощь учителям
Когда ученик узнает что‑то новое на уроке, в его мозге происходит создание новых синаптических связей. Чем они прочнее – тем дольше в голове останется пройденный материал. Существует два основных способа укрепить эти связи: соотносить новую информацию с уже знакомыми идеями и явлениями или систематически повторять материал. Рассмотрим на примерах, как воплотить эти стратегии.
- Текст + картинка. Информацию легче запомнить, если она представлена разными способами. Один из самых эффективных – визуализация. Например, если вы раздадите ученикам список государств, участвовавших в Пелопоннесской войне, вместе с картой, на которой отмечены их расположение и перемещения войск, это поможет лучше закрепить материал. Легче запомнить информацию, которая предоставлена в виде текста и изображения, нежели только в одной из этих форм.
- Разделение понятий. Когда похожие задачи собраны вместе, ученики не задумываются, какое решение больше подходит в данном случае – они просто используют уже известные приёмы снова и снова. Вместо того, чтобы объединять несколько одинаковых задач, смешивайте их. Разделение задач заставляет учеников думать на ходу, что способствует более эффективному запоминанию материала, потому как решение требует больших усилий.
- Связи и аналогии. В процессе обучения мозг пытается установить связи между новой и уже изученной информацией. Каждая новая тема должна рассматриваться в связи с явлениями из повседневного опыта или ранее изученными понятиями. Например, три закона Ньютона можно объяснить на примере езды на велосипеде. Так ученику будет легче понять и запомнить новую информацию.
- Обсуждение материала. Когда ученики объясняют материал друг другу, они заодно вспоминают детали изученной темы. Данная стратегия не только улучшает память, но и побуждает к самостоятельному обучению.
- Эффект «долгосрочного обучения». Возвращайтесь к пройденному материалу в течение учебного года. Ученики демонстрируют более высокие результаты при повторении материала. Например, учитель может включить материал тем, изученных несколько недель назад, в текущее занятие или дать домашнее задание, направленное на повторение пройденного материала.
- Систематические тесты. Так же, как и регулярное повторение материала, систематическое прохождение тестов поможет развить долговременную память. Такие проверки могут быть простыми и не оцениваться. Вы можете начать урок с пятиминутного теста в качестве разминки. Разбивая один большой тест на несколько маленьких и простых, в течении нескольких месяцев вы добьётесь хороших результатов от ваших учеников.
Забывание начинается сразу после того, как мы узнаём новое. Без регулярного повторения и упорядочивания имеющейся информации 56% новых сведений утрачиваются в течении часа, 66% – через два дня и 75% – через неделю согласно «кривой забывания» немецкого психолога Германа Эббингауза, который занимался изучением запоминания. Применение стратегий запоминания поможет ученикам запоминать новую информацию надолго, а не только до окончании контрольной работы.
Обсуждение
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти