Вашингтон

Требуется подтверждение e-mail адреса!

Требуется подтверждение e-mail адреса! Письмо с инструкцией выслано на адрес электронной почты, указанный при регистрации

Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Как писать сочинение в ЕГЭ-2019 по русскому языку

7495
1

В этом году несколько изменений коснулись критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В материале преподаватель курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu Татьяна Игоревна объясняет, как должна выглядеть структура сочинение, как писать комментарий к проблеме и какие фразы-клише можно использовать.

Изменения в сочинении

Наиболее существенное изменение в сочинении — из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но следить за ними будут менее строго.

Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание

Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста». Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.

Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.

Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.

Структура сочинения

Татьяна Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:

1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.

2. Комментарий:

  • первый пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
  • второй пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.

3. Позиция автора.

4. Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего мнения.

5. Заключение.

План написания сочинения

  • С чего начать?

После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.

Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.

  • Как правильно определить проблему?

Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

  • Как написать комментарий к проблеме?

После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

В нём вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приёмы для этого использует.

Пример-иллюстрация — это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

  • Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

Они могут быть:

  • сопоставлены — подтверждают одну и ту же мысль;
  • противопоставлены — демонстрирую противоположные точки зрения.

Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

  • Как не исказить позицию автора?

Позиция автора — это его точка зрения на проблему. Её нужно не придумать, а найти.

Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.

Чтобы передать мысль автора, можно использовать фразу «мысль автора выражена следующими словами...» или косвенную речь «автор считает, что…».

  • Как правильно обозначить свою позицию?

Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.

Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.

  • Как стоит завершить текст?

В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.

Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.

Стоит ли использовать фразы-клише?

Использование фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

Фразы-клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:

1. Проблема

  • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
  • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
  • Автор текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является...
  • Что такое ...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

2. Комментарий

  • На примере случая из жизни <главного героя> автор показывает…
  • Не случайно писатель обращает наше внимание на…
  • Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…
  • Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
  • Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать…

3. Позиция автора

  • Автор считает/утверждает, что… <позиция автора>.
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
  • Автор убеждает нас в том, что… <позиция автора>.
  • Позиция автора такова: <цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.

4. Отношение к позиции автора

1) Согласие:

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
  • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

  • Текст писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <выразить согласие> … , но с другой <своё мнение>…
  • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <позиция автора>... Постараюсь обосновать свою точку зрения.

5. Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

  • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

  • В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

Пример шаблона сочинения

Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:

Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…

Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что <привести факт, подтверждающий ваше мнение>...

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Мы собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно позаниматься с преподавателями по русскому языку.

Курсы TwoStu предлагают подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее эффективно.

О чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.

Предыдущая записьСледующая запись
Поделиться с друзьями:

Связанные записи

Как подготовиться к ЕГЭ за 3 месяца

Напряжение среди выпускников и родителей растёт – дни проведения ЕГЭ всё ближе: первые экзамены по географии и информатике пройдут уже 28 мая. Специально для тех, кто неуверен в себе и пасует перед грядущими тестированиями, у нас есть несколько идей для интенсивной подготовки.

Как выбрать предметы для ЕГЭ. Практические рекомендации

Ученикам необходимо выбрать предметы для сдачи ЕГЭ до 1 февраля 2018 года. Самое время определиться с дисциплинами или обдумать уже сделанный выбор: ещё есть время поменять решение. Добавить предмет в заявление на сдачу ЕГЭ можно до 1 февраля 2018 года.

ЕГЭ по русскому языку: 100 баллов за год

Единый государственный экзамен по русскому языку – обязательное испытание для всех выпускников. Готовиться к нему придётся каждому одиннадцатикласснику: хочет ли он стать журналистом, программистом или космонавтом. Мы узнали, как подготовиться к экзамену за год и сдать его на максимальный балл.

Связанные курсы

Комментарии1

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти

Андрей Павлов2018-11-08 12:12
Спасибо. Очень полезный материал