Как писать эссе по английскому языку на ЕГЭ-2019
В 2018 году 80% выпускников из Свердловской области получили 0 баллов за эссе из ЕГЭ по английскому языку. По данным ФИПИ письменную часть экзамена ученики традиционно выполняют хуже. И именно она даёт наибольшее количество баллов — 14 за безошибочное задание №40, эссе «Моё мнение». В материале делимся советами, которые помогут избежать глупых ошибок при написании сочинения с элементами рассуждения.
Соблюдайте план
В 2019 году выпускникам на выбор будут предоставлены два высказывания. На одно из них нужно написать письменное сочинение с элементами рассуждения.

Сочинение должно строго соответствовать плану:
- вступление — перефразируйте выбранное высказывание;
- ваше мнение по теме и 2-3 аргумента в его защиту;
- противоположное мнение и 1-2 аргумента в его защиту;
- объяснение, почему вы не согласны с противоположным мнением;
- заключение, в котором вы перефразируете свою позицию из пункта 2.
Каждая часть текста должна начинаться с нового абзаца, в итоге в сочинении должно быть 5 абзацев.
Проблемой при написании сочинения может стать не только плохое знание иностранного языка, но и наоборот — слишком хорошее. Выпускник может написать сочинение в более свободной форме и отойти от шаблона, комиссия же такой порыв не оценит. Поэтому советуем писать сочинение строго по плану и в соответствии с критериями.
Рассмотрим, какие ошибки допускали выпускники прошлых лет и как их избежать.
Следите за объёмом
Текст ответа должен содержать не менее 200 и не более 250 слов, допускается отклонение в 10%. По правилам, если объём сочинения менее 180 слов, за всю работу ставится 0, если больше 275 — проверяют часть сочинения до 250-го слова.
Как избежать ошибок:
- Пишите эссе дома на нелинованном листе бумаги. После 10-20 сочинений вы поймёте, какую часть листа занимает нужный объём текста. Это поможет сориентироваться на экзамене.
- Правильно считайте слова. За одно слово считают:
- краткие формы: can't, didn't, isn't, I'm;
- предлоги, артикли, частицы;
- числительные, выраженные цифрами: 25, 2006, 1000000;
- числительные с процентами 25%;
- сложные слова: well‑being, good‑looking, twenty‑five;
- сокращения: UN, e‑mail.
Пишите по теме
Если проверяющий посчитает, что сочинение не соответствует выбранной теме, он сразу поставит 0 баллов. Поэтому чем проще – тем лучше. Ничего не выдумывайте, не пускайтесь в пространные размышления. Приводите прямые мнения и аргументы чётко по теме.
Эксперты ФИПИ приводят такой пример из вариантов прошлых лет. Было дано высказывание: “One should read about historical sites before sightseeing — Следует читать об исторических местах перед их посещением”.
Выпускники совершали следующие ошибки в сочинениях:
- Не знали значение слов: принимали слово sites за веб‑сайты.
- Были невнимательны: вместо sites видели cities и писали о городах.
- Упускали смысл высказывания: забывали про слово read, то есть игнорировали чтение о достопримечательностях, и писали только про их посещение.
Ещё одна тема из ЕГЭ 2018 года вызвала трудности: “An early choice of a career path is the key to success — Ранний выбор карьеры — ключ к успеху”.
Многие выпускники не вчитывались в высказывание и строили сочинение вокруг словосочетаний “early choice” и “career path”. В результате писали о своём выборе профессии и о том, когда стоит её выбирать. Смысл же высказывания заключался в том, что ранний выбор профессии обеспечивает дальнейший успех в жизни. Соответственно аргументы «за» должны были быть о том, почему ранний выбор профессии способствует успеху, а «против» — почему он может привести к неудаче.
Как избежать ошибок:
- Несколько раз перечитайте оба высказывания. Выберите то, в котором вам понятны все слова и значение предложения в целом.
- В период подготовки читайте учебные тексты для высокого уровня (B2) и учите лексику оттуда.
- Перед тем как писать сочинение, ответьте на вопросы: в чём смысл высказывания? С чем вы должны согласиться или не согласиться?
- Визуализируйте ответ с помощью майнд‑карты. Обозначьте тему, от неё спустите 2 стрелки — одну с вашим мнением, вторую — с противоположным. От своего мнения спустите 2-3 стрелки и в нескольких словах обозначьте аргументы в его защиту, от противоположного мнения спустите 1-2 стрелки и под ними кратко запишите аргументы в его поддержку.
Перефразируйте тему во вступлении
Во вступлении к заданию №40 выпускники чаще всего совершали следующие ошибки:
- Дословно повторяли тему из задания. Например, к высказыванию “Friendship is the greatest gift of life” писали выступление, которое полностью дублирует фразу: “Some people believe that friendship is the greatest gift of life. Others don’t think so”.
- Высказывали своё мнение по теме. Например, к теме “Science is the first thing to be financed in the modern world” писали такое вступление: “Modern science helps human progress, that is why it should be financed before other spheres”.
- Не обозначали дискуссионный характер темы.
- Использовали риторические вопросы.
Как избежать ошибок:
- Во вступлении не должно быть вашего мнения. Первый абзац — максимально нейтральный.
- Тема должна быть пересказана, то есть выражена синонимами и близкими по смыслу фразами. Начать можно с помощью фраз‑клише:
- Nowadays people are getting more and more concerned about… — В настоящее время люди все больше и больше обеспокоены насчёт …
- It is generally accepted that… — Общепринято, что…
- A common opinion is that… — Согласно общему мнению…
- Для обозначения дискуссионности темы можно использовать фразы‑клише:
- There are two points of view on… — Существует несколько точек зрения на….
- Some people are convinced that...and others believe that… — Некоторые убеждены что …., другие верят, что…
- Не используйте риторические вопросы. Например: Who is right? Which is true?
Аргументы должны соответствовать мнению
В одном из сочинений за мнением: “I think that it is better to read some historical information before visiting historic places” шли такие аргументы: “Firstly, you can find a lot of information in the Internet. Secondly, it may help you in your future life”. Они не соотносятся с высказыванием, так как прямо не отвечают на вопрос: почему всё-таки стоит читать информацию перед посещением исторических мест?
Как избежать ошибок:
- Сформулируйте своё мнение по теме высказывания, чётко определитесь: вы за или против.
- Для выражения своего мнения используйте фразы‑клише:
- My personal view is that… — Моё мнение таково, что...
- In my opinion/judgment/view… — По‑моему мнению/суждению/На мой взгляд...
- I completely agree/disagree with this statement… — Я совершенно согласна/не согласна с этим утверждением...
- I don’t support the idea of… — Я не подерживаю мнение о том, что...
- Объясните, почему вы правы в 2-3 аргументах, которые следуют из вашего мнения.
- Для перечисления аргументов используйте связки:
- Firstly/ first and foremost/ first of all…
- Another (positive/ negative) aspect of …
- Finally/ Lastly
- Представьте, как вам могут возразить в ответ на ваше мнение. Сформулируйте полностью противоположное мнение.
- Начните выражать чужое мнение с фраз‑клише:
- However… — Хотя...;
- On the other hand — С другой стороны...
- There is another side to the question of… – Существует и другая сторона вопроса...
- Придумайте аргументы в защиту мнения оппонента.
Опровергните контраргументы
В четвёртом абзаце необходимо объяснить, почему вы не согласны с мнением оппонента. Сделать это необходимо, опровергнув контраргументы из третьего абзаца.
Например, во втором абзаце вы поддерживаете мнение "One should read about historical sites before sightseeing” и в качестве противоположного в третьем абзаце приводите "I think that it is better to visit historical places than to read information" с контраргументом "The guide will tell you everything during the excursion". В четвёртом абзаце вы должны опровергнуть контраргумент противоположной стороны из предыдущего абзаца, а не придумывать ещё один в доказательство своей правоты.
В примере вам нужно ответить на предложение: "The guide will tell you everything during the excursion". Например, подойдёт ответ: "If you read about sights in advance you will save money because excursion may be expensive".
Как избежать ошибок:
- Ответьте только на контраргументы из третьего абзаца. Если вы привели два контраргумента, необходимо опровергнуть оба.
- Используйте фразы‑клише:
- I strongly disagee with...
- I am afraid I cannot agree with the opinion that...
- Despite my respect for the opinion that..., I cannot share it because…
Подтвердите своё мнение в заключении
В заключении выпускники чаще всего совершали следующие ошибки:
- Отход от темы. Под конец сочинения забывали про тему высказывания и в заключении писали про что‑то совершенно другое. Например, ученик закончил сочинение по теме “One should read about historical sites before sightseeing” следующими словами: “To sum up, I would like to say that sightseeing is wonderful. And we should cherish the memories about those nice places we have visited”. Заключение не соответствует основной теме, так как в нём говорится о посещении достопримечательностей, хотя рассуждать нужно было о том, стоит или нет читать о них.
- Не обозначали своё мнение. В заключении по предыдущей теме ученик оставляет проблему неразрешённой: “In conclusion, I want to say, that it is a debatable issue. Everybody must decide themselves if they need to find some historical information before sightseeing”.
Как избежать ошибок:
- Держите тему сочинения постоянно перед глазами.
- Перефразируйте ваше мнение, о котором вы писали во втором абзаце.
- Используйте фразы‑клише для выражения мнения в заключении:
- On this basis, I can conclude that… — Исходя из этого, я могу сделать вывод, что…
- In conclusion, I would like to stress that… — В заключении я хотел бы подчеркнуть, что…
- All in all, I believe that… — В конце концов, я верю, что…
- To sum up… — Подводя итоги...
Выучите значения вводных слов и союзов
Для построения грамотного и связного высказывания необходимо правильно использовать вводные слова и союзы. Чаще всего выпускники путают значения этих частей речи и бессмысленно добавляют их в текст в хаотичном порядке.
Как избежать ошибок:
- Выучите назубок значения вводных слов и союзов, чтобы не путать их значения. Запомните значения самых распространённых из них:
- in addition — к тому же,
- moreover — более того,
- furthermore — кроме того,
- however — тем не менее,
- thereby — в связи с этим,
- therefore — следовательно,
- though — хоть, однако,
- although — хотя.
- Не используйте более одного вводного слова за раз. Не пытайтесь написать сразу всё, что знаете, например, как здесь: “To my mind, personally, I think that it is better to visit historical places at first. To begin with, firstly, it will be a surprise and you will better remember it”. Вы же не пишете в сочинении по русскому языку так: «Лично, по моему мнению, лучше сначала посетить историческое место».
Соблюдайте нейтральный стиль
Текст сочинения должен быть выдержан в нейтральном стиле. То есть нельзя использовать:
- риторические вопросы;
- разговорную лексику:

- разговорные конструкции типа let’s;
- краткие формы глаголов: I'm, he’s, don't, didn't, haven't. Исключение: needn’t.
За что точно поставят 0 баллов
- Объём сочинения менее 180 слов.
- Плагиат — более 30% или 10 слов подряд из сочинения совпадают с чужим текстом.
- Отход от темы.
- Несоблюдение критериев. Подробно критерии представлены на сайте ФИПИ в демоверсии письменной части ЕГЭ по английскому языку.
В аналитических материалах эксперты ФИПИ подчёркивают, что для успешного написания сочинения необходимо владеть продвинутой лексикой и грамматикой, который приобретаются за два учебных года, которые включают 5-6 часов иностранного языка в неделю.
Если вы не учились так интенсивно, а экзамены не за горами, советуем записать на дополнительные занятия по английскому языку.
Обсуждение
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти