Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов / TeachMePlease

Требуется подтверждение e-mail адреса!

Требуется подтверждение e-mail адреса! Письмо с инструкцией выслано на адрес электронной почты, указанный при регистрации

Cookies

Отключены cookie-файлы!

Для корректной работы сайта необходимо разрешить использование cookie-файлов.

Cookies

Для оптимизации дизайна и быстродействия наших веб-сайтов используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов.

Ок

Как сделать конспект и запомнить всё: 5 методов

3363
0

Конспектирование не имеет ничего общего с записями под диктовку. Преподаватель ведёт лекцию, а добросовестный ученик фиксирует каждое слово — такой подход крайне неверен. Подобный опыт мы переносим из школы в университет, а затем на важные совещания, но он не помогает лучше запоминать и понимать материал. Давайте разберёмся в том, что такое хороший конспект и какие существуют эффективные методы записи информации.

Как написать хороший конспект

Конспект представляет собой выделение важной информации из основного текста и её краткое изложение. Он может основываться на устном выступлении или письменном источнике.

Главная задача хорошего конспекта — польза. С его помощью мы не только сохраняем важную информацию, но и организовываем её для дальнейшего изучения, запоминания и осмысления.

Несколько правил полезного конспекта:

  • записываются только основные мысли, без подробностей и деталей;
  • есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки;
  • простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы;
  • конспект написан своими словами.

Далее мы перечислим пять методов ведения конспектов, которые полностью или частично включают перечисленные выше правила.

Метод предложений

Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.

Как делать записи?

Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.

Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.

Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.

Пример использования метода предложений
Пример использования метода предложений

Преимущества метода:

  • Подходит для конспектирования лекций и учебников.
  • Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.

Недостатки метода:

  • Легко может превратиться в переписывание слово в слово.

Метод Корнелла

Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.

Как делать записи

Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.

Порядок действий:

  1. В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
  2. Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
  3. Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
  4. Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
  5. В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.

Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты. Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли. Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.

Пример использования метода Корнелла
Пример использования метода Корнелла

Как использовать при подготовке к экзаменам?

При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.

Преимущества метода:

  • Подходит для конспектирования лекций и учебников.
  • Способствует осмыслению большого потока информации.
  • Помогает выделить важное в материале.
  • Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
  • Упрощает навигацию по конспекту.
  • Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом.

Недостатки метода:

  • Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
  • Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.

Ментальные карты

Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.

Ментальная карта складывается из основных частей:

  • отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
  • ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
  • ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.

Как создать ментальную карту?

  • В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
  • Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
  • Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.

Для вдохновения посмотрите пример ментальной карты для запоминания систем человеческого тела.

Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.

Преимущества метода:

  • Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
  • Позволяет легко визуализировать сложные темы.
  • Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.

Недостатки метода:

  • В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
  • Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Скетчноутинг

Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.

Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.

Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:

  1. Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
  2. Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
  3. Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
  4. Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
  5. Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.

А можно простой схемой:

Примерами скетчей вы можете вдохновиться на Pinterest.

Преимущества метода:

  • Простая навигация по материалу.
  • Можно быстро повторить материал.
  • Понимание происходит через образы.
  • Подходит для подготовки к экзаменам.

Недостатки метода:

  • Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
  • Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.

Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.

Как вы записываете важную информацию?

Предыдущая записьСледующая запись
Поделиться с друзьями:
.social-ya-share2 data-services="vkontakte,facebook,odnoklassniki,moimir,gplus,twitter" data-lang="ru"

Связанные записи

Как стать продвинутым читателем: 7 советов

Признайтесь, уже дали в этом году обещание — читать больше? Может быть, даже представили себя в обнимку с бестселлером, которые давно обсуждают все, кроме вас. В этой статье делимся мотивацией, чтобы вы провели вторые майские праздники не только за шашлыком и сериалами.

Почему мы боимся учиться новому и как побороть этот страх

Начало нового года — подходящее время для того, чтобы наконец‑то начать учить китайский, записаться в библиотеку, заняться керамикой или завести комнатное растение. Мы подготовили несколько практических советов о том, как взяться за что‑то абсолютно новое и не разочароваться. Пришла пора выполнять новогодние обещания!

Хотите улучшить память? Сотрите из неё лишнее

Когда‑нибудь испытывали чувствовали, что мозг будто перегружен? Как избавиться от этого ощущения: снять стресс, улучшить концентрацию, повысить личную и рабочую продуктивность – читайте в материале.

Комментарии0

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти