Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов
ЕГЭ по обществознания – самое популярное испытание по выбору: в 2017 году его сдавали 55% всех выпускников. Обществознание пригодится для поступления на факультеты юриспруденции, менеджмента, государственного и муниципального управления. С первого взгляда обществознание – простой предмет, подготовка к которому требует лишь здравого смысла и широкого кругозора. При этом выпускники упускают из виду непростые разделы по экономике, политике и праву с большим количеством понятий, которые нужно знать наизусть. Мы собрали несколько советов, которые помогут подготовиться к экзамену по обществознанию за оставшиеся полгода.
Структура экзамена
Экзамен по обществознанию в 2018 году состоит из 29 заданий. Первая часть включает 20 заданий с кратким ответом в виде словосочетания или последовательности букв. Вторая часть состоит из 9-ти заданий, которые требуют развёрнутого ответа. Экзамен охватывает пять основных тематических модулей: человек и общество, социальные отношения, экономика, политика, право. Экзамен длится 3 часа 55 минут.
Где чаще всего ошибаются
Чаще всего ученики забывают названия и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, не могут верно отнести их к законодательной или исполнительной ветвям власти. Также выпускники путаются в полномочия федеральных и местных властей.
«Я рекомендую выпускникам тщательно изучать Конституцию РФ, там всё подробно написано», – так советует решать проблему Эльвира, преподаватель по обществознанию курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре «TwoStu».
Самые большие трудности у выпускников в 2017 году вызвали темы «Мышление и деятельность», «Политический процесс», «Понятие истины и ее критерии»; «Ценные бумаги»; «Социальный контроль» «Социальная стратификация и мобильность», «Понятие и виды юридической ответственности». Справиться с заданиями по перечисленным темам поможет точное знание определений. Для их упорядочивания лучше завести словарь, толстую тетрадь или записную книжку, куда в процессе подготовки выписывайте термины для каждой темы. Так при дальнейшей подготовке и перед экзаменом не придётся выискивать определения в многочисленых учебниках.

Задания повышенной сложности
Наиболее сложными для выполнения считаются последние задания № 28 и 29 во второй части теста. С ними могут не справиться даже выпускники с хорошей подготовкой по предмету. Рассмотрим, какие существуют критерии оценивания заданий и как их соблюсти.
Для ответа на задание №28 необходимо подготовить развёрнутый ответ в виде плана по обозначенной теме. В плане должно быть не менее трёх пунктов, среди которых два – должны быть раскрыты в подпунктах. В соответствии с первым и основным критерием формулировки пунктов и подпунктов должны строго соответствовать и раскрывать заявленную тему, в противном случае за задание выставляется 0 баллов.
Ответ на задание можно сравнить с составлением плана реферата: несколько основных пунктов, содержащих общие понятия, должны быть конкретизированы в подпунктах. Общие темы, которые могут быть предложены в задании, можно посмотреть в «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по Обществознанию» в разделе «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию».
Подобрать пункты и подпункты к теме поможет хорошее знание понятий, входящих в тему. Подготовиться поможет оглавление учебников: вы выбираете тему из кодификатора и смотрите, как она представлена в содержании. Также в отдельной тетради можно записать план каждой прочитанной главы учебника, выделяя общие понятия и компоненты, которые входят в их состав.
Возьмём тему из кодификатора «Роль государства в экономике». Прочитав главу из учебника, можно выделить следующие основные пункты (обозначены цифрами) и подпункты для плана:
1. Экономические цели государства
2. Экономические функции государства
3. Основные направления государственной экономической политики
4. Экономические задачи, решаемые государством
- Защита основ рыночной экономики
- Производство общественных благ
- Разработка программ помощи нуждающимся
5. Государственное регулирование экономики
- Правовые (административные) методы
- Финансово‑экономические методы
6. Основные инструменты денежно‑кредитной политики государства
- Операции на открытом рынке
- Изменения ставки рефинансирования
- Изменение нормы обязательных резервов
Начните составлять планы для каждой темы уже сейчас. В течении подготовки и перед экзаменом повторите их несколько раз.

Как написать эссе по обществознанию
В задание 29 необходимо выбрать одно из пяти предложенных высказываний и на его основе написать небольшое сочинение, объём которого в критериях не указан.
Из пяти представленных тем нужно выбрать только одну.
Внимательно прочитайте все высказывания; выделите в каждом главную идею; подумайте, для какого из них вы сможете быстрее всего подобрать аргументы; выпишите высказывание на отдельном листе бумаге и сосредоточьтесь только на нём.
Первый критерий: «Раскрытие смысла высказывания»
Самым главным при выставлении оценки является первый критерий: «Раскрытие смысла высказывания», не выполнив его, можно получить 0 баллов за всё решение.
Когда вы поняли, о чём идёт речь в высказывании, нужно сформулировать основную идею в одном‑двух предложениях и представить её в самом начале сочинения. Не стоит прятать формулировку идеи в середину, если эксперт не сможет её найти – он сразу поставит 0 баллов.
Второй критерий: «Теоретическое содержание мини‑сочинения»
Соблюсти данный критерий позволит только хорошее знание теории из школьного курса обществознания. Здесь пригодится словарь с определениями и идеями, в который вы выпишите все главные понятия курса.
В соответствии с записанной в первом абзаце основной идеей высказывания, нужно привести несколько понятий, теоретических положение, рассуждений и выводов. Теоретические компоненты обязательно должны быть связаны друг с другом, помогут в этом средства русского литературного языка: метафоры, сравнения, аналогии.
Третий критерий: «Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов»
В приведенных выше высказываниях не должно быть фактических ошибок, для этого нужно хорошо изучить теорию по курсу.
Четвёртый критерий: «Качество приводимых фактов и примеров»
В этом критерии тему сочинения нужно проиллюстрировать двумя аргументами из разных источников: из учебных предметов – истории, географии, литературы; статьи и сообщения СМИ, происшествия общественной жизни и собственного опыта. Если оба аргумента будут происходить из одного источника, например, из личных наблюдений, засчитан будет только один балл.
Прочитайте удачные примеры сочинений прошлого года, чтобы сориентироваться в том, как должна выглядеть структура отличного сочинения. Далее вы можете ориентироваться на форму такого сочинения в своём варианте.
Осталось полгода до ЕГЭ по обществознанию. Успеть подучиться за оставшееся время можно как самостоятельно, так и на курсах по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Выпускники, будете сдавать обществознание? Почему выбрали именно этот предмет?
Обсуждение
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти