Что изучает культурология?
В XX веке культурология стала самостоятельной наукой, которая состоит вне рамок философии, но остается связанной с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимовлияния и взаимодействия.
Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: объект, предмет, содержание, принципы, категории, законы, методы и функции.
Что же такое культурология? Это наука о культуре. Дисциплина, интегрирующая в себе проблематику и категории социологии, философии, психологии, истории и антропологии.
Объектом культурологии являются: культурные аспекты областей общественной жизни; тенденции и процессы в современной социокультурной среде.
Под предметом понимают совокупность понятий, с помощью которых культурология описывает объективную реальность:
- культурные процессы и явления, связанные отношениями в обществе;
- специфика региональных культур, связь и зависимость культур различных народов и эпох;
- специфика и особенности современной цивилизации, а также тенденции ее развития;
- структура, закономерности, сущность развития и функционирования культурного процесса человека.
К изучению культуры относят два принципа:
- Принцип культурно‑исторического подхода. Он означает, что все явления, события и факты культурного процесса рассматриваются в контексте соответствующего периода и тех условий, в которых они происходили.
- Принцип целостности. Изучение какого‑либо периода в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, фактов, событий культурного процесса.
В культурологии применяется множество методов изучения культуры. Мы рассмотрим наиболее традиционные и распространенные:
- диахронический метод. Позволяет исследовать культурные процессы и явления в их хронологической последовательности.
- синхронический метод. Состоит в совокупном анализе двух и более культур на протяжении определенного времени их развития.
- сравнительно‑исторический (компаративный) метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления культуры и проникать в их сущность.
- структурно‑функциональный метод. Заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи внутри между ними.
- системный метод. Позволяет выявлять задачи, связанные с обобщающей способностью видеть за конкретными явлениями культуры ее глубинные смыслы.
В культурологии широко используется также эмпирический метод. В его рамках применяются традиционные полевые антропологические методы – описание, классификация, наблюдение, интервью.
Основные культурологические школы и направления:
Общественно‑историческая школа
Общественно‑историческая школа имеет «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту. Главными особенностями общественно‑исторической школы являются органицизм культур (в культуре есть периоды зарождения, роста, расцвета, увядания и гибели), локальность, деление на типологии.
Натуралистическая школа
Главная черта — стремление подчеркнуть биологическую составляющую культуры. Это направление объединяет в основном медиков, психологов и биологов, которые, при объяснении культуры, отталкиваются от психо‑биологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Бронислав Малиновский.
Социологическая школа
В центре внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П. А. Сорокин, Альфред Вебер.
Символическая школа
Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Здесь все культурные процессы рассматриваются как коммуникационные. Культура понимается как знаковая система, созданная человеком, так как только он обладает способностью к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви‑Стросс.
В целом культурология как наука способствует выявлению тенденций и законов развития культуры, что позволяет понять прошлое и настоящее конкретной культуры, дает возможность научно подходить к решению проблем управления культурными процессами в обществе, прогнозировать развитие культуры, оценивать результаты культурной деятельности общества.
Обсуждение
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии Войти